«Хождение по мукам» (или по шпалам?) сюжета о железнодорожном сообщении Измаил-Одесса для редакции Бессарабского медиахолдинга, кажется, заканчивается. Но не потому, что проблема решена, а потому, что в нынешних реалиях страны она неразрешима.

Со своими запросами на сей счёт мы, образно говоря, побывали уже во всех инстанциях, способных влиять на ситуацию, представили читателям спектр всех озвученных ведомственных аргументов, соображений и мнений.

Ответы на посланные запросы мы получили из Одесской облгосадминистрации, от пресс-службы Одесской железной дороги, от руководства Управления пассажирскими перевозками Одесского филиала «Укрзализныци». Свои разъяснения направил в редакцию профильный департамент «Укрзализныци» и, наконец, последнюю точку в веренице ответов на наши челобитные поставило Министерство инфраструктруры Украины в лице подписавшего бумагу первого заместителя министра Д.Абрамовича. Приводим его ответ полностью.

«Министерство инфраструктуры Украины рассмотрело письмо ООО «Бессарабский медиахолдинг» (далее – Медиахолдинг») от 2.06.2020 № 116/20 относительно возможности возобновления движения пассажирского дизель-поезда сообщением Измаил-Одесса и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с частью второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве инфраструктуры, утверждённого Кабинетом министров Украины от 30.06.2015 № 460, основными задачами Мининфраструктуры является, в частности, обеспечение формирования и реализации государственной политики в сферах автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, предоставления услуг почтовой связи.

В то же время, в соответствии с Законом Украины «Об особенностях создания акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования (далее – Закон), и постановления Кабинета министров Украины от 25.06.2014 № 200 «Об образовании публичного акционерного общества «Украинська зализныця», 21.10.2015 проведена государственная регистрация публичного акционерного общества «Украинська зализныця», созданного на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта, предприятий и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизованы путём слияния.
С 01.12.2015 АО «Укрзализныця» начало свою хозяйственную деятельность.
Статьёй 4 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» определено, что управление процессом перевозок на внутреннем и международном сообщениях осуществляется централизованно и относится к исключительной компетенции АО «Укрзализныця».

Пунктом 20 Устава акционерного общества «Украинська зализныця», утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от 02.09.2015 № 735 ( с изменениями) (далее – Устав), определено, что Общество действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости и несёт ответственность за последствия своей хозяйственной деятельности и выполнение обязательств.

В соответствии со статьёй 6-й Хозяйственного кодекса Украины вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения запрещены.

Учитывая, что поднятые в письме Медиахолдинга от 02.06.2020 № 116/20 вопросы относятся к хозяйственной деятельности и исключительной компетенции АО «Укрзализныця», направляем указанное письмо для рассмотрения и предоставления ответа в определённый законодательством срок.

Первый заместитель министра Д. Абрамович».

Главные положения ответа «Укрзализныци» сводились к следующим тезисам.

— Поезд Измаил-Одесса заполнялся на 66 процентов, и убытки «Укрзализныци» от его эксплуатации исчислялись девятью миллионами гривен в год. В связи с убыточностью маршрута и дефицитом подвижного состава поезд № 686/685 был отменён.

— Введенный в 2018 году с целью обеспечения пересадочного сообщения поезд № 286/285 сообщением Измаил–Белгород-Днестровский тоже не оправдал себя. Убытки в расчёте на одного перевезенного пассажира составляли за рейс 1,5 тыс. гривен. Руководство Одесского филиала «Укрзализныци» пыталось создать условия для сбережения этого маршрута, но инициатива почему-то не была поддержана облгосадминистрацией. Снова отмена.

— Пассажирские перевозки испытывают острый дефицит подвижного состава. Государственное финансирование закупок нового вагонного парка отсутствует практически с 1991 года. Между тем стоимость одного вагона составляет от 28 до 50 млн грн в зависимости от модели. Это негативно влияет на возможности «Укрзализныци» эффективно организовывать перевозки пассажиров. Правда, ни слова не было сказано о том, что убыточность можно было бы корректировать повышением цены проезда от Измаила до Одессы, долгое время державшейся на смехотворном уровне в 25 гривен.

В общем, когда разложишь на рабочем столе веер официальных ответов, начинаешь понимать: спрашивать не с кого, у каждого своя правда. А поезд ни с места!

Чтение чиновничьих опусов – нудных, неубедительных, алогичных, противоречащих один другому и футболящих друг к другу, зато единых в формулировке «Не представляется возможным…», вызывает в памяти строку надписи над вратами ада из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Ад здесь, конечно, другой – бюрократический. Но такой же нетерпимый и непереносимый, как дыхание мифологического пекла с грешниками, безнадёжно барахтающимися в расплавленной булькающей смоле. Но мы-то при чём? В чем мы, сегодняшние, виноваты, чем согрешили? Жители Бессарабии всего лишь хотят восстановления некогда действовавшего железнодорожного маршрута Измаил-Одесса с удобным дизель-поездом. А вместо отписок – внятного, честного объяснения, почему этого нельзя сделать. Журналисты в данном случае – не более чем ходатаи от имени тысяч и тысяч пассажиров, но нас водят кругами этого бюрократического ада, забалтывая словоблудием конкретный, по-житейски понятный и достаточно простой вопрос, лишая людей последнего упования на то, что их услышат, а они, в свою очередь, не разуверятся в готовности власти работать на благо общества.

Социальная апатия возникает не на пустом месте. Прогрессирующее равнодушие наших сограждан – в том числе следствие анемичного, малорезультативного стиля работы деятелей отечественного госуправления.

Продолжая библейские аналогии по поводу реакции ведомств на транспортные потребности бессарабцев, их позицию вполне можно уподобить образу действий Понтия Пилата. А что? Они тоже, как и римский прокуратор, умывают руки, не сказав ничего по сути.

Между тем очень хотелось бы знать, как государство контролирует практическое осуществление политики в сфере транспорта и какие цели ставит перед транспортной отраслью? В чём смысл социальной составляющей этой политики, если игнорируются нужды целых регионов страны?

Можно было бы поставить ещё много других вопросов. Но на данном этапе журналисты закрывают тему, констатируя: дизель-поезд Измаил-Одесса застрял в железнодорожном тупике.

Подождём решения проблемы до лучших времён.