На пленарном заседании 36-й сессии Одесского областного совета, которое пройдёт 10 августа, ожидается рассмотрение обращения депутатов облсовета к премьер-министру Д. Шмыгалю, министру инфраструктуры В. Криклию и министру финансов Украины С. Марченко о корректировке проекта и выделении средств из госбюджета на восстановление железнодорожного сообщения на участке Березино (Украина) – Басарабяска (Молдова). Об этом идёт речь в соответствующем проекте решения, подготовленном и внесённым депутатской группой «Оппозиционная платформа – За жизнь» в Одесском облсовете.

В документе сообщается, что обращение предпринято c целью содействия улучшению транспортного сообщения с украинской Бессарабией, возобновления движения поездов и запуска новых пассажирских направлений, наращивание дополнительных транзитных объемов и обеспечения дополнительного грузопотока в порты Одессы, Измаила, Белгорода-Днестровского и Черноморска, а также улучшения социального климата в украинской Бессарабии.

В тексте обращения к украинскому правительству говорится о том, что завершение строительства железнодорожной ветки Березино-Басарабяска имеет важное экономическое значение и способно стать масштабным социальным проектом, который улучшит социально-экономический климат юга Одесской области. Реализация проекта, по мнению авторов письма, будет способствовать сохранению автодорог, возобновлению движения поездов между станциями Березино и Басарабяска и соединит населённые пункты Ренийского, Болградского и Тарутинского районов со всей страной, поспособствует запуску чрезвычайно популярного пассажирского направления Кишинёв-Затока путём открытия маршрута сезонного поезда сообщением Кишинёв – Каролино-Бугаз.

«Следует отметить, что восстановление железнодорожного сообщения на указанном участке обеспечит дополнительный грузопоток из Молдовы в порты Одессы, Измаила, Белгорода-Днестровского и Черноморска, а также улучшит транспортное сообщение с украинской Бессарабией и портом Рени. Кроме того, станет возможной прямая координация действий между уполномоченными администрациями Укрзализныци и железной дороги Республики Молдова без учёта непризнанной территории, что позволит наращивать транзитные объёмы. Именно поэтому проведение восстановительных работ для железнодорожного сообщения Березино-Басарабяска является стратегическим и перспективным вопросом для Украины.

Таким образом, принимая во внимание факт большой пользы для общества от восстановления железнодорожного сообщения Березино-Басарабяска, просим принять все необходимые меры, в частности, в сфере изыскания и обеспечения выделения средств из государственного бюджета для корректировки проекта строительства участка Березино-Басарабяска Одесской железной дороги и работ по восстановлению железнодорожного сообщения Березино-Басарабяска, которое проходит от станции Березино в Тарутинском районе Одесской области до станции Басарабяска в Республике Молдова», – просят депутаты Одесского облсовета-авторы обращения.

В пояснительной записке к проекту решения за подписью главы фракции «Оппозиционного блока – За жизнь», депутата Вадима Шкаровского детализируется, что в 2015 году одесское отделение «Проектно-изыскательского института железнодорожного транспорта» «Укрзализныци» разработало проект строительства участка Березино-Басарабяска общей протяжённостью 20 км с контрольным пунктом на станции «Березино». Для восстановления полноценного железнодорожного движения необходимо, прежде всего, актуализировать устаревшую проектно-сметную документацию относительно строительства ж/д ветки, а также провести капитальный ремонт пути Арциз-Березино остаточной протяжённостью 14,6 км.

Согласно расчётам специалистов, сделанным пять лет назад, сметная стоимость работ по открытию движения поездов со скоростью 60 км в час на рассматриваемом участке и строительство пункта контроля оценивалось в 350 млн грн. Более того, эксперты «Укрзализныци» подсчитали, что для повышения скорости движения поездов до 60 км/час на участке Арциз-Березино общей протяжённостью 35,6 км необходимо выполнить работы стоимостью 122,11 млн грн. При этом в период с 2016 по 2020 год на участке Арциз-Березино провели ремонт путей протяжённостью 21 км. Таким образом, на сегодняшний день в ремонте нуждаются 14,6 км путей. В итоге стоимость восстановительных работ будет ниже, отмечают одесские депутаты – инициаторы обращения.

Тема восстановления железнодорожной ветки Березино-Басарабяска обсуждается уже не первый год. Однако в Украине нет единой позиции по данному инфраструктурному проекту: есть те, кто поддерживает его, так и те, кто выступает категорически против. В качестве одного из плюсов проекта называется создание альтернативного пути в обход непризнанного Приднестровья. Восстановление этой магистрали, с одной стороны, сократит путь в украинские дунайские порты, но с другой — может лишить их значительной части грузооборота.

Вопрос восстановления сообщения по железнодорожной магистрали в обход Приднестровья снова стал актуальным летом 2020 года. Так, 10 июня на 54-й сессии Ренийского горсовета депутаты согласовали текст обращения к президенту Украины Владимиру Зеленскому и профильным министерствам с просьбой открыть финансирование для восстановления железнодорожной ветки Березино – Басарабяска. С помощью железнодорожников депутаты надеются привлечь в Ренийский порт, испытывающий серьёзные финансовые проблемы, хоть какие-то грузопотоки.

Совершенно иную точку зрения на воплощение данного инфраструктурного проекта высказывают в Измаильском морском торговом порту. Журналист Бессарабского медиахолдинга попросила руководителя этого предприятия Андрея Ерохина прокомментировать перспективы порта в свете восстановления железнодорожной ветки.

«Это страшное решение, которое попросту может убить Измаильский порт. Идею о восстановлении железнодорожной ветки Березино-Басарабяска лоббирует через своих людей румынская сторона, поскольку ей выгодно привлечение грузов в свои порты. Мы это знаем, потому что уже несколько лет назад смогли это побороть», – считает Андрей Юрьевич.

Руководитель также подчеркнул, что о неутешительных последствиях данного решения для Измаильского порта давно уже докладывали заместителю губернатора во время его рабочей поездки в город. На встрече присутствовал С. К. Строя, ранее занимавший пост директора Ренийского порта (ныне работает начальником службы стратегического планирования и развития Измаильского филиала ГП «АМПУ» (Администрации Измаильского МП) – Авт.). Тогда он заявил о том, что при наличии ветки грузы в Рени не пойдут никогда, это понятно и объяснимо даже из соображений логистики. «Грузы попросту уйдут румынам, поэтому это можно расценивать как предательство интересов Родины», – резюмировал топ-менеджер.

«Грузы, с которыми мы традиционно работаем, они тоже не пойдут в Рени ввиду наличия дополнительных затрат. Такое решение может быть выгодно порту Галаца, Галацкому металлургическому комбинату, потому что грузы будут поступать по железной дороге. Что касается Измаильского морского торгового порта, то ему грозит потеря порядка 50% грузов. Многие грузы могут пойти в Галац ещё и потому, что там нет налога на добавленную стоимость, сейчас же транзит налогом не облагается, что при любом раскладе удешевляет операции с грузами на 20%», – рассказал Андрей Ерохин.

Напомним, в июне сего года на 57-й сессии Измаильского городского совета депутаты поддержали обращение руководства Измаильского порта к Президенту Украины Владимиру Зеленскому, министру инфраструктуры Владиславу Криклию и другим профильным ведомствам в связи с планами по восстановлению железнодорожной ветки Березино Одесской железной дороги -Басарабяска.

«Это будет иметь большие негативные последствия для таких крупных предприятий инфраструктуры нашего региона, как ГП «Измаильский морской торговый порт», Измаильский филиал ГП «Администрация морских портов Украины», региональный филиал ОЖД АО «Укрзализныця», ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», ГП «Ренийский морской торговый порт», Ренийский филиал ГП «Администрация морских портов Украины». Предприятия морехозяйственного комплекса и транспорта для города Измаила являются бюджетообразующими, налоговые поступления от них составляют значительную часть доходов городского бюджета. Ухудшение экономического состояния этих предприятий приведет к уменьшению возможностей нашей громады, замедлит развитие ее социальной, экономической сфер. То же актуально и для Рени, где порт вообще может потерять все грузопотоки из-за функционирования восстановленной железнодорожной колеи», – говорится в обращении к руководству страны за подписью мэра Андрея Абрамченко.

Авторы письма уверены, что решение о восстановлении железнодорожного пути на участке Березино-Басарабяска следует принимать с учетом стратегической позиции Украины состоящей в том, что украинские порты являются воротами нашей страны в Европу, учитывая интересы предприятий и всех местных общин с точки зрения государственного приоритета.