О том, как проходят дистанционные уроки в общеобразовательной школе, Бессарабский медиахолдинг уже сообщал: онлайн-платформы со звучными названиями, большие нагрузки на педагогов, учеников и родителей, трудности контроля… Кроме обычных школ, остаются и другие, не менее востребованные современным обществом,  – это, в первую очередь, музыкальные школы. О том, как работается сегодня юным музыкантам и их наставникам, рассказала Е. Е. Дмитриева, педагог по классу скрипки Измаильской школы искусств имени С. А. Малаховского, заведующая отделом струнно-смычковых инструментов. Елена Ефимовна много лет обучает будущих скрипачей –  призёров конкурсов, заодно руководит муниципальным ансамблем «Вдохновение» и детским ансамблем скрипичной музыки «Рапсодия». Ещё наша скромная собеседница – заслуженный работник культуры Украины и заслуженный деятель искусств Молдовы, в которой проходило её профессиональное становление.

– Елена Ефимовна, насколько возможно обучать детей музыке на расстоянии?

– Дело в том, что к полноценной дистанционной работе мы, учителя и наши дети, пока не совсем готовы.  Конечно, как и все педагоги, мы общаемся с ребятами в режиме «онлайн» с помощью всяких программ –  Zoom, Скайпа, мессенджеров и прочего. Для дистанционной учёбы была бы идеальна профессиональная звукозаписывающая аппаратура, которой едва ли располагает кто-либо из воспитанников и учителей. Игру ребёнка на скрипке нам приходится прослушивать через интернет или по телефону, мирясь с шумовыми помехами, искажающими звук инструмента. При задержках сигнала  и прочих неладах в соединении приходится перезванивать и некоторые фрагменты повторять. Ведь наставнику важно слышать все агогические (динамические) оттенки мелодии, улавливать всякую «шероховатость» и неточность. После напряжённых занятий к вечеру садится голос.

В преподавании всякого предмета есть своя специфика – у фортепьяно одна, у вокалистов другая. Сольфеджио и хор, музыкальная литература и ансамбль являются групповыми занятиями, а уроки по скрипке проходят индивидуально.

Трудность теперь и в том, что дистанционная учёба в обычной общеобразовательной школе нередко беспорядочна, отнимает большую часть дня, сопровождается «безразмерными» домашними заданиями, так что музыкальной школе достаются лишь «крохи» свободного времени и сил ребёнка. Конечно, так бывает не везде: коллеги из других городов рассказывают, что там труд в общеобразовательных школах организован более системно – ему отводится лишь определённая часть дня, а потом можно приступить к музыке… Как бы ни было, эта неприятность временная, преодолимая.

Важно, что во время карантина у нас нет тесного контакта, как бывало раньше на обычных уроках – а дети, равно и педагоги,  нуждаются как раз в привычном, нормальном общении. При близком контакте обучать, руководить легче – бывает достаточно одного прикосновения, чтобы воспитаннику стало ясно, как лучше держать инструмент, как следить за осанкой, какую мышцу вовремя расслабить или напрячь. Добиваться всего этого на расстоянии по телефону – задача непростая.

Наверное, единственный «плюс»  дистанционной учёбы в том, что она несколько повышает самоорганизацию ученика: волей-неволей ему приходится включаться в работу, как только начинается видео-сеанс с учителем. Даже малыши стали самостоятельно настраивать инструмент. Я могу каждый день звонить ребёнку и проверять, как продвигаются занятия. Дети привыкли к этому – иной раз сами звонят, и спрашивают, где же их преподаватель. Временами даже приходится напоминать им, что и у воспитателя бывает время обеда или внешкольных дел – но дети у нас хорошие и всё воспринимают с юмором…

Нам очень не хватает привычного общения, и всё-таки мы продвигаемся вперёд, пусть и неспешно, мелкими шажками, стараемся объяснять ребёнку, над какими тонкостями ему ещё предстоит потрудиться. Пока что приходится преподавать больше теоретического материала, переносить акцент на прослушивание музыки, и вовлекать в преподавание игровой компонент – сказочных персонажей, в частности.

– Как будут выглядеть в этом году экзамены?

– Они пройдут на основе проверки видеоотчётов пьес, сонат, концертов и других крупных форм, предоставленных педагогам. Игре на скрипке обучаются восемь лет – в четырнадцать ребята уже выпускники…

–Что бы Вы ответили тем, кто не считает обучение музыке жизненно важным занятием?

– Каждому ребёнку непременно стоит получить музыкальное образование. Погружение в мир хорошей музыки благоприятно для растущего человека – оно поможет развитию мышления и особого мировоззрения, оно побуждает к расширению круга интересов. Родителям не обязательно быть музыкантами – достаточно всего лишь отвести ребёнка в музыкальную школу, где он сможет получить эстетическое образование. Даже если он в будущем не пойдёт по музыкальной стезе, в школе ему помогут приобщиться к культурным сокровищам и развить хороший вкус. И если у юного ученика что-то не получается, родители должны его всячески поддерживать и ободрять. В идеале классическую музыку следует начинать слушать ещё в утробе матери.

Дети у нас не просто знакомятся с творениями Баха или Вивальди – они соприкасаются с исторической личностью, всматриваются в вехи жизненного пути выдающегося человека, на фоне событий современной ему эпохи. Например, говоря об Антонио Вивальди, мы вспоминаем, что он был священником, размышляем, почему его музыка вышла столь прекрасной…

– Теперешнее поколение Ваших учеников отличается от прежних?

– Мировосприятие нынешних поколений детей и их отношение к музыке значительно изменилось, в сравнении с предыдущими. Школьные программы и планы тоже не стоят на месте, помимо классики мы позволяём ребятам играть и более легкие современные произведения –  хоть «Несе Галя воду», если им угодно. Не устаю повторять им: «годы, проведённые в музыкальной школе, вы будете вспоминать как самые счастливые, и мелодии, которые играли в этих стенах, запомнятся на всю жизнь».

К сожалению, иные сегодняшние дети слишком часто ничего не хотят, у них узкий круг интересов. Есть телефон – в нём всё, что им нужно. Занятия музыкой для маленького человека благотворны и потому, что они учат самоорганизации. Ведь без труда не создашь ничего, к любому делу нужно приложить силы, и скрипка сама по себе не заиграет. Говорят же, что упорный труд – это главная составляющая гения!

Каждое утро я сама начинаю с музыки –  с того, что слушаю гениальные произведения Чайковского, Моцарта, Грига, Брамса, Винявского…

–  Альфред Шнитке, композитор 20 века, написавший мелодии к известным фильмам своего времени, произнёс однажды, что «шлягер — выражение крайнего зла в музыке». Вы согласитесь с такой формулировкой?

–  Конечно, шлягер, живущий «один день», может оказаться сором, отвлекающим от «живой воды» произведений Моцарта, Гайдна и множества работ других замечательных авторов –  но хватает и исключений, а поп-музыка, написанная талантливо, может оказаться вполне приятной.

Было интересно узнать, кто повлиял на профессиональный выбор  моей собеседницы. Оказалось, как это часто и происходит, «главной скрипкой» явились семья, домашняя среда. Вместе с отцом, талантливым самоучкой, они много музицировали вместе, вначале в скрипичном дуэте. Отец пел, играл на гитаре, мандолине, балалайке… После была музыкальная школа, учёба у измаильских мастеров   Векслера, Григорова, С.А. Малаховского, Л.А. Колотенко и других.

– Большой честью тогда для меня, девочки,  было исполнять вместе со взрослыми педагогами работы Генделя, Глинки и других творцов… Часто теперь мне вспоминаются далёкие майские праздники в Измаиле: я, маленькая, играю с другими в ансамбле, а потом нам бросают розы…